Центр реабилитацииПн.-Вт.: 8.00-20.00 / Сб., Вс.: 9.00-15.00
Медицинские направления


   Отзывы и ответы Отзывы и ответы
   Наша страница в Facebook Наш Facebook
   Наша группа в Вконтакте Группа Вконтакте
   Журнал ВАК Мануальная терапия Журнал MTJ.RU


Национальная премия Призвание 2014
Лучшие врачи России


Школа боевых искусств Масютина А.В.
Школа Боевых Искусств

Направления

/ Детская неврология

Врачи Детские неврологи Центра реабилитации:
Елисеева Татьяна Петровна
Павлов Алексей Валерьевич

 

Елисеева Татьяна Петровна Елисеева Татьяна Петровна

 

Чтобы ваш ребенок говорил

 

 

Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Одновременно речь – это особая функция головного мозга. Поэтому любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены людьми, постоянно находящимися радом с малышом, в первую очередь родителями. Выявление нарушений в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам: ЛОР-врачу, детскому неврологу, детскому психиатру, логопеду, психологу. Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии речи лучше всего поддаются коррекции, - так считает детский невролог поликлиники «Центр реабилитации» Татьяна Елисеева.

 

Корр. Татьяна Петровна, по каким причинам возникают речевые нарушения у детей?

Елисеева. Причинами отставания в развитии речи могут быть: патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов – недостаточное общение и воспитание.

 

Корр. В каком возрасте у ребенка можно заподозрить проблемы с развитием речи?

Елисеева. На первом году жизни должны насторожить или слабая выраженность в соответствующие сроки: гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней. А также, если в 1 год ребенок не понимает часто употребляемых слови не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, если на втором году отсутствует интерес к речевой активности, появлению первых слов, простых фраз, если ребенок не способен понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.

Безусловно, беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются заговорить в 2-2.5 года. Неспособность детей составлять фразы из двух-трех слов в 2.5 года и неумение продолжить предложение в 3 года должны также вызывать серьезную озабоченность у родителей. В таком случае не стоит откладывать визит к специалисту, большой ошибкой будет ждать до 3.5-4 лет.   

 

Корр. Каковы нормы развитие речи у детей?

Елисеева. У разных детей развитие речевых навыков может происходить неодинаково и в различные сроки, так как овладение речью – это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Тренировать свой речевой аппарат ребенок начинает с первых месяцев жизни. Во время крика и плача происходит тренировка трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Начиная с 1.5-2 месяцев малыш произносит отдельные гортанные звуки – гуканье, гуление. В ответ на эмоциональное обращение мамы гуление ребенка становится активнее, происходит своеобразное общение.

В 4-6 месяцев гуление преобразуется в «свирель» - в цепочки, рулады звуков, как бы пение. К 6-7 месяцам появляются более четкие и ясные речевые звуки – лепет, который состоит из коротких цепочек слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма, да-да-да. Такие лепетные цепочки родители порой принимают за осмысленную речь, но это, конечно, еще не слова. Для развития речи в этот период очень важна возможность подражания голосовым реакциям взрослого.

Для детей 9-10 месяцев постепенно слоги, входящие в лепет, становятся составными частями слов: ма-ма, ба-ба. А к 1 году появляются первые слова, которые имеют конкретное значение: «биби», «киса» и другие. Запас слов у годовалых детей не одинаков: от двух-трех слов до 15-20 слов. К двум годам появляются фразы из двух-трех слов, первый период вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?». Словарный запас к 2 годам от 30-40 до 150-200 слов. Желательно вести дневник речевого развития, записывать все новые слова ребенка. Это помогает контролировать успехи ребенка в речевом развитии.

 

Елисеева Татьяна Петровна


 

 

 

Корр. Какие рекомендации вы могли бы дать родителям?

Елисеева. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Начиная с первого года жизни внешнее окружение ребенка и находящиеся рядом с ним люди стимулируют речевое развитие и дают образец речи. С ребенком нужно разговаривать с первых дней его жизни. Взрослые, общаясь с ребенком, задают ему разные вопросы и сами отвечают на них. Делать это необходимо, чтобы ребенок слышал разговорную речь. Также очень важно, чтобы ребенок получал общий массаж, гимнастику, ползал на четвереньках. С 8-9 месяцев нужно развивать мелкую моторику, в общении с ребенком применять речевые игры: поговорки, стишки, «лепеталки», чтобы на простых примерах повторяющихся артикуляционных движений и звуков ребенку было легче овладеть речевыми навыками. Если на третьем году жизни запас слов ребенка меньше 20-30 и нет фраз даже из двух слов, то ему необходимо провести аудиологическое исследование для исключения тугоухости, так как наиболее распространенная причина изолированной задержки речевого развития – это нарушение слуха.

 

Корр.  Какие методы применяются для коррекции речевого развития у детей?

Елисеева. Для того, чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходим комплексный подход и согласованная работа разных специалистов: неврологов, логопедов, психологов, а также активное участие родителей. Если это дефицит общения – следует больше разговаривать с ребенком, читать ему книжки, слушать аудиозаписи сказок, а вот экраны – планшет, телевизор – лучше до двух лет не использовать.

Коррекция речевых нарушений ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур. Применяются ноотропные препараты, различающиеся по своему составу, но имеющие важное общее свойство – положительное влияние на функции головного мозга. Обычно используются аминалон, пантокальцин. ноотропил, энцефабол, кортексин. Эти препараты положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, улучшая процесс обучения и память. Обязательны логопедические занятия, иногда бывает нужна помощь психолога.

 
Беседовала Татьяна Лучникова 

Запись на прием
Научная деятельность
Контакты

Сотрудничество
Увлечения
Расписание


Расписание

Название:
Общество с ограниченной ответственностью
"Центр реабилитации".

Дата государственной регистрации: 16.10.91.

Адрес:
Россия, 249038,
Калужская область,
г. Обнинск, ул. Любого, д. 2
Схема проезда

РЕГИСТРАТУРА
Запись по телефону:
8 (484) 39 43210
(Call-центр)

Мобильные:
8 910 919 2444
8 920 886 5000


Время работы:
Пн.-Пт.: с 8:00 до 20:00
Сб.: с 9:00 до 17:00
Вс.: с 9:00 до 15:00
Внимание!
Режим работы поликлиники
на официальные праздники
уточняется в регистратуре:
Тел.: 8 (484) 39 43210.

Электронная почта:
info@crclinic.ru

Проезд по городу автобусом или маршрутными такси:
2, 9, 12, 15, 23, 21
(ост. «Торговый центр»);
3, 4, 13, 14, 22, 21
(ост. «Бассейн»)
Схема проезда


Желаем здоровья!